18.11.2021 — 09.01.2022
Buy ticket
18.11.2021 — 09.01.2022
300 / 150 ₽
Tverskaya 21, Moscow

Tue, Wed, Fri, Sat from 10:00 to 20:00, Thu from 11:00 to 21:00,

Mon – closed

«Состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное (status naturalis); естественное, наоборот, есть состояние войны, то есть и не беспрерывные враждебные действия, но постоянная их угроза». Иммануил Кант

Вся наша история – это, в основном, история войн и вооружённых конфликтов. Всего лишь несколько сотен лет за все годы существования человечества можно назвать мирными. Кровопролитные войны, религиозные походы, колонизация, борьба за независимость, две мировые войны, революции, гражданские и гибридные войны — этот список неминуемо будет пополняться.

Вадим Григорьев-Башун — художник с большим творческим стажем, он участвовал в масштабных выставочных проектах в России и Европе, работал в разных художественных направлениях. С 2010 года его полностью захватывает военная тема, он становится своего рода «Верещагиным ХХI века».

Задача современного художника — создать ясный и конкретный визуальный мир чувственного опыта. Именно этим и занимается Григорьев-Башун, синтезируя своё эмоциональное знание, память, фантазию в концентрированные, всегда точно прорисованные, сгущенные до взрывной силы художественные образы. Они странно и завораживающе совмещают в себе материальность и умозрительность, обладая при этом особой значимостью, некой «сверхтяжестью».

На выставке «Марс атакует» представлена часть из большой серии работ художника, которая называется «Война всегда война». Война, несомненно, самое страшное явление, которое нельзя романтизировать и приукрашать. Это экстремальная ситуация для человека и одновременно вопрос выбора: геройство и подвиг или малодушие и предательство. Два скульптурных торса - римского легионера и героя XXI века - олицетворяют исторический мост от античности к нынешнему времени.

Вместе с героизмом война выводит наружу и глубинные звериные инстинкты, затаённые в человеке. Пожалуй, именно это символизирует гигантский орёл-истребитель с окровавленными когтями и красными огнями на крыльях.

Большинство картин не повествует о сражениях какой-либо конкретной войны, образы солдат на них обобщённо-символичны. В них лишь угадываются отсылки к конкретным военным конфликтам в Афганистане, Чечне, Донбассе, Сирии, Карабахе. Это размышления о войне вообще, о её ужасе, боли, страданиях. И, конечно, о смерти как главной составляющей части войны.

Пожалуй, особым качеством художника является способность к передаче точно оркестрованной эмоции, атакующей энергии, которой насыщены произведения. Иногда его герои пронзительно буравят взглядом зрителя, вовлекая его в внутреннее пространство картины.

Художник смело совмещает живопись с объёмными формами. Артистизм работы с деревом, металлом, пластиком придаёт его работам убедительность, ту естественную отточенность, что сообщает композициям цельность и «окончательность». Следует отметить, что всю работу по конструированию электротехнической начинки, резке, сварке, шлифовке художник делает сам.

Искусствовед Анна Штейнман

 

Вход на выставку осуществляется по входным билетам в Музей.

More info

Вадим Григорьев-Башун - живописец, график, фотограф, автор кинематических объектов. Живет и работает в Санкт-Петербурге. В 1978 году окончил среднюю художественную школу при Академии художеств СССР. В 1984 году окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина с отличием и красным дипломом. С 1983 года принимает участие в художественных выставках в России и за рубежом. Член Союза художников России (1988 г.). Стипендиат Союза художников России, 1988-1990. Работал и изучал искусство Возрождения в Италии. В 1992 году был стипендиатом Жана-Марии Гальперти. В 1993-1994 году преподавал в художественном колледже в Баден-Бадене (Германия). На его счету 40 персональных и 130 групповых выставок. Вадим Григорьев-Башун является постоянным участником крупных выставочных проектов Русского музея, где в 2009 году состоялась его персональная выставка.

Проект «Марс Атакует» посвящен военным конфликтам XXI века. Снимая мифологические слои и фантасмагории информационных потоков, художник открывает за ними древнего Марса, бога войны и земледелия.

Reduce