13.07.2023 — 31.12.2023
Купить билет
13.07.2023 — 31.12.2023
250 /130 /0 ₽
Стоимость посещения
Москва, ул. Лесная, 55

вт, ср, пт, вс с 11:00 до 19:00,
чт и сб с 11:00 до 20:00, пн — выходной

Продажа билетов в кассах прекращается за 30 минут до закрытия Музея.

Выставка приурочена к 130-летию классика советской литературы, поэта и писателя, художника, сценариста и режиссёра Владимира Владимировича Маяковского. В экспозиции представлены тематические плакаты, включающие дореволюционные сатирические работы Маяковского, агитационные афиши, листовки, фотографии, документы, открытки, редкие книги из фондовых коллекций ГЦМСИР.

Название выставки - «Шершавым языком плаката» - отсылает нас к поэме Маяковского «Во весь голос», где поэт рассказывает о том, как создавал рифмованные подписи к санитарно-просветительским плакатам. «Шершавый язык» использовался еще в годы Первой мировой войны, но подлинный расцвет плакатное искусство пережило в годы Революции, Гражданской войны и НЭПа. Оно не утратило свою актуальность и позже: плакат как инструмент агитации и пропаганды активно использовался на протяжении всей советской эпохи, став, бесспорно, самостоятельной главой в истории графического искусства.

Ранние плакатные работы Маяковского посвящены крушению старого и началу нового мира. С первых лет советской власти художник тесно сотрудничал с Российским телеграфным агентством (РОСТА), создавая яркие и выразительные работы. Ряд плакатов был выполнен им в соавторстве: рисунки известных графиков А. М. Родченко, Н. В. Денисова, М. М. Черемных, К. К. Иванова сопровождались хлесткими строками Маяковского.

Слова на плакате должны были передать нужную информацию максимально доходчиво и быстро. Поэтому рисунки были простыми, а фразы короткими и запоминающимися. Формировался неповторимый авторский стиль: дерзость рифмы в сочетании с лаконичностью и ясностью приобрела буквально телеграфную форму, характерную для всего творчества Владимира Маяковского и легко узнаваемую сегодня.

Агитационные почтовые карточки, посвящённые творчеству художника и поэта, выполненные в характерном плакатном стиле, были гораздо более доступны широкой аудитории, чем плакаты. Они оказывались в самых отдалённых населённых пунктах страны, во многих организациях, в каждом доме, в каждой семье.  Особое место в экспозиции занимает раритетное издание - «Советская азбука» 1919 года В. В. Маяковского. Политические эпиграммы автора на каждую букву алфавита, дополненные его же рисунками, при печати были частично раскрашены Маяковским вручную.