Экспонаты
События
«День выборов. История и современность»
Музей современной истории России
На выставке представлены агитационные плакаты из коллекции музея, а также работы победителей конкурса «День выборов», который был объявлен Общероссийским народным фронтом и Музеем современной истории России при поддержке «Русской медиагруппы» (РМГ).  Данный конкурс был посвящен выборам президента страны и призван привлечь внимание россиян к этому важному событию. 

Традиция определения судьбы своей страны с помощью всеобщих выборов оформилась летом 1917 года, когда образованное в ходе Февральской революции Временное правительство, начало масштабную избирательную кампанию во Всероссийское учредительное собрание. Так сошлись в противостоянии политические силы, стремящиеся преодолеть вековые традиции и создать новый порядок: партия социалистов-революционеров (эсеров), Российская социал-демократическая партия (фракции меньшевиков и большевиков), конституционно-демократическая партия (кадеты) и другие. Битву за умы и сердца людей иллюстрируют плакаты – яркий, лаконичный и емкий вид изобразительного искусства, превратившийся в ХХ веке в один из главных инструментов пропаганды. Над созданием тиражированной агитационной графики трудились многие маститые художники – Алексей Максимов, Александр Зеленский, Лев Бродаты. Именно в этот период начинает создаваться символика, легшая в основу всего последующего советского плаката.
  
В 1920-х годах плакатисты совершенствовали графический язык, синтезируя авангардные течения с лубочной традицией. Предвыборный плакат, призывал население принимать участие в формировании как местной, так и центральной власти. Большое значение уделялось женскому вопросу – после уравнения в правах с мужчинами и освобождения от «кухонного рабства» женщины должны были проявлять социальную и политическую активность и конечно же участвовать в выборах. Образ «активистки - краснокосыночницы» - один из самых популярных символов 1920-х – олицетворял одновременно как избирательниц, так и кандидаток. 

В отличие от многоголосья 1920-х гг., вторая половина 1930-х характеризуется повсеместным утверждением соцреализма. Эта тенденция не обошла стороной и агитационную графику, в которой четко проявилось стремление к традиционным решениям.

Плакаты первых послевоенных лет отражают пафос победы в Великой Отечественной войне, атмосферу праздника и триумфа.  Начиная с 1946 г., когда избирался Верховный совет СССР, день выборов стал всеобщим грандиозным праздником. Страна только что победила в страшной войне, спасла мир от фашизма. И все верили в светлое будущее. Эти светлые радостные настроения отражены на плакатах того времени.

С началом перестроечной эпохи плакат не только агитирует, но и призывает задуматься о последствиях своего выбора. Выдержки из программы кандидата иногда размещаются прямо на плакате. У художников появляется возможность отойти от стандартов, делать плакаты-игры и шаржи, а к агитации привлекаются медийные лица.