Экспонаты
События
Кинолекторий «Отечественное кино ХХ века как отражение городской жизни»
«Пресня»
C 15 февраля по 7 июня 2018 г. в отделе «Пресня» будет работать музейно-образовательный кинолекторий «Отечественное кино ХХ века как отражение городской жизни», посвященный произведениям отечественного кинематографа 1900-1990-х годов. 

Цикл включает как известные, популярные фильмы отечественного кинематографа, так и забытые или находившиеся долгое время «на полке» киноленты дореволюционного и советского периодов. Каждая лекция сопровождается историческими комментариями, рассказами о характеризующих ту или иную эпоху знаковых событиях, и, конечно же, показом самой киноленты.
 
Цель музейно-образовательного кинолектория – не только популяризировать наследие отечественного кинематографа, но и рассказать об истории повседневности, быта, искусства и моды ХХ века.

Ведущий и куратор цикла – старший научный сотрудник отдела «Пресня», москвовед Денис Ромодин.

Начало всех кинопоказов в 19.00.
Все мероприятия данного цикла являются бесплатным и носят образовательный характер .
Адрес: Москва, Большой Предтеченский пер., 4, Экспозиционно-мемориальный отдел «Пресня».

Первая часть цикла посвящена дореволюционной России: 

15 февраля – «Сумерки женской души» (1913 год)
Российский немой полнометражный фильм, снятый сценаристом и режиссером Евгением Бауэром в 1913 году, рассказывает о молодой, красивой и доброй даме из высшего общества, которая искренне и сердечно помогает бедным. Героине приходится дважды пережить предательство от облагодетельствованного ею нищего, и от собственного жениха, светского хлыща-аристократа и сноба. В фильме показаны интерьеры и жизнь разных слоев общества. Режиссер применил впервые развернутый план и начал смело членить экранное пространство, разведывая возможности вертикальных и глубинных композиций.

1 марта – «Дети века» (1915 год)
Одна из ярких ролей звезды немого кино – Веры Холодной. Действие фильма происходит не только в студийных интерьерах, которые отображают быт того времени и характер обитателей, но и в торговых рядах Петровского пассажа. В фильме показана история жены мелкого служащего - молодой женщины, соблазнённой начальником её мужа. История довольно современная и актуальная в наше время.

15 марта – «Дитя большого города» (1914 год)
Одна из работ сценариста и режиссера Евгения Бауэра, повествующая о невинной девушке, которая растет в атмосфере лжи и нездорового стремления к роскоши. Девушка вырастает и становится хорошенькой швейкой Манечкой, но девушке дороже мишура и блеск светских вечеринок, на которых она пользуется огромным успехом. Фильм демонстрирует разрез общества того времени и попытку осуждения мещанства и тяги к роскоши.

5 апреля – «Миражи» (1915 год)
В 1915 году Петр Чардынин, русский актёр и кинорежиссёр эпохи немого кино, снял Веру Холодную в роли красивой девушки Марианны из бедной семьи, которая нанимается по объявлению чтицей к пожилому миллионеру Дымову. Драма начинающей талантливой актрисы, соблазнённой миражами греховной страсти, жизни в среде золотой молодёжи, богатства, роскоши и порвавшей ради этого с семьёй, женихом, друзьями, интеллигентным кругом. В картине есть режиссерская выдумка, красивая натура и любопытный операторский опыт.

19 апреля – «У камина» (1917 год)
Сюжет в фильме навеян популярным в те годы романсом «Ты сидишь у камина и смотришь с тоской, как в камине огни догорают…», сюжет частично заимствован и из повести Александра Дружинина «Полинька Сакс», написанной в 1840-х годах. В основе сюжета – традиционный любовный треугольник в исполнении Веры Холодной, Витольда Полонского и Владимира Максимова. Фильм имел огромный успех у зрителей и демонстрировался на экранах Российской Империи почти три месяца. В советское время фильм считался «одним из характернейших предреволюционных салонных упадочнических фильмов».

17 мая – «Революционер» (1917 год)
Один из первых кинофильмов, отобразивших революционные события. Если в целом российский кинематограф старался игнорировать перемены в стране, то режиссер Евгений Бауэр решил снять картину на актуальную тему. Фильм рассказывает о народовольце, который вернулся с каторги. Он – непримиримый борец не только с царским режимом, но и с большевиками, выступающими за прекращение войны. В этой киноленте Бауэр пытался отобразить настроения общества и его взгляды в сложном 1917 году.

31 мая – «Молчи, грусть, молчи» (1918 год).
Фильм был снят в ознаменование 10-летнего юбилея российского кинематографа и как бенефис Петра Чардынина, который был режиссером этой картины, сценаристом и исполнителем одной из главных ролей. В этом же фильме Вера Холодная и Витольд Полонский исполнили свои последние роли. Сама лента завершает эпоху дореволюционного немого кинематографа.