Экспонаты
События
ИСТОРИЯ ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ В СССР
Одежда – это не только и не столько необходимый предмет повседневности. Это еще и социальный код, демонстрирующий место человека в обществе. Более того, само общество предписывает правила ношения одежды для определенных групп граждан. Иногда оно даже использует это как своего рода инструмент уравнивания или подчинения социальным нормам.

Осенью 1917 г. к власти в России пришли большевики. Новое руководство страны задалось утопической целью создать новый тип человека, для которого общественный интерес был бы превыше личного. В этом грандиозном социальном эксперименте школе отводилась одна из главных ролей: она должна была стать кузницей новых людей. В 1918 г. появились и «Основные принципы единой трудовой школы», которые провозглашали отмену раздельного обучения мальчиков и девочек. Также упразднялись старые формы дисциплины: домашние задания, экзамены и, конечно, школьная форма как символ неравенства.

Система школьного образования в 1920-х гг. претерпела множество экспериментов, но по мере того, как крепло Советское государство, уходили в небытие и революционные метания. Сохраняя элементы идейного воспитания подрастающего поколения в духе коммунизма, советская школа с 1930-х гг. стала делать главный упор на требование успехов в учебе. Постепенно в школу вернулись и четкое расписание уроков, оценки, экзамены и обязательные домашние задания. Однако повышение внимания к дисциплине в школе в 1930-х гг. не привело к возвращению школьной формы, так как советские предприятия были не в состоянии обеспечить 35 миллионов учеников, обучавшихся в школах к концу 1930-х гг., унифицированной одеждой.

В середине 1930-х гг. в ходе поиска более эффективной системы среднего образования изменилось отношение к ценностям дореволюционной России. Особую роль в этом процессе сыграл секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Жданов. В 1941 г. наркомом просвещения РСФСР В. П. Потемкиным был подготовлен проект реформы среднего образования. Жданов вернул документ в наркомат на доработку, посоветовав учесть дореволюционный опыт, в частности правила 1877 г. для учеников гимназий и прогимназий. Потемкин так увлекся, что готов был назвать школы гимназиями, но это сочли излишним. Вскоре проект был принят к исполнению. Главным принципиальным изменением в школьной системе СССР стало возвращение раздельного обучения мальчиков и девочек с 1943/44 учебного
года. К 1948/49 учебному году, продолжая реформу, в советских школах ввели обязательное ношение формы.

Новая форма была «удивительно» похожа на дореволюционную как внешне, так и идейно. Мальчики должны были носить серую гимнастерку военного покроя с воротником на стойке, а также брюки серого же цвета широкого покроя. Ансамбль дополнялся фуражкой с кожаным козырьком и широким ремнем с массивной пряжкой. И, конечно, обязательным элементом формы были пионерский галстук, значки для октябрят, пионеров или комсомольцев. Строгие правила действовали и в отношении причесок – всех мальчиков стригли под машинку. Первая советская школьная форма, как и дореволюционная, символизировала то, что мальчики – это будущие мужчины, для которых учеба является первой ступенью в служении государству. В реалиях послевоенного времени она смотрелась вполне органично, поскольку многие мужчины, вернувшись с фронта, продолжали в повседневной жизни ходить в гимнастерках. Мальчики были только рады носить похожую одежду. Форма была весьма практична и проста в уходе.

Школьная форма для девочек представляла собой коричневое шерстяное платье длиною чуть ниже колен, поверх которого надевался фартук. В будние дни носили черный, а в праздничные дни – белый, причем ткань могла быть различной. Форма,
как и у мальчиков, дополнялась галстуком и значками в соответствии с возрастом. Модельные прически у девочек были запрещены, они заплетали косы с бантами черного или коричневого цвета, а в праздничные дни дозволялся белый цвет. Советская девичья форма фактически повторяла дореволюционную форму гимназисток. Изменили лишь длину платья согласно традициям нового времени, укоротив его до колен. Коричневые платья носились советскими школьницами вплоть до отмены школьной формы в 1992 г., лишь для старшеклассниц в 1984 г. она была заменена на иную.

При всей строгости получавшегося образа оставался простор и для фантазии. Так, например, юбка у платья могла быть прямой в форме трапеции, могла быть с широкими складками, но самой модной считалась юбка с плиссировкой. Повседневный фартук предоставлял мало возможности для разнообразия, а вот праздничный имел множество вариантов. Шили его из батиста, шелка, кружева. Фасон белого фартука мог быть очень скромным, с простыми лямками, а мог быть затейливым, когда вдоль лямок нашивались «крылышки» разных форм из простого материала или кружева. Первое время после введения формы праздничные белые фартуки мамы шили сами, так что трудно было найти два одинаковых. Воротник
у платья также мог быть разным: отложным или стоечкой. На него нашивался кружевной воротничок, а на рукава такие же манжеты. Белоснежное кружево разбавляло монохромность платья, делая его более нарядным и женственным, доставляя, правда, своим обладательницам и их мамам дополнительные хлопоты. В конце каждой учебной недели воротнички необходимо было отпаривать
и кипятить с порошком, а затем снова пришивать. Уход же за самим платьем был относительно прост благодаря его практичному цвету.

Время шло, и военный стиль одежды устаревал. Дисциплина в школах была несколько смягчена после смерти Сталина. Уже через год, 1 июля 1954 г., было возвращено совместное обучение и с разделением мальчиков и девочек было покончено. Однако в форме ничего не менялось вплоть до 1962 г., когда гимнастерки были заменены на серые шерстяные костюмы, состоявшие из пиджака с четырьмя пуговицами и брюк широкого покроя с белой рубашкой. Новая форма вводилась постепенно: в качестве эксперимента ее начали вводить в Ленинграде в 1960 г., а на периферии, наоборот, еще какое-то время носили старую. Форма девочек осталась в неизменном виде.

В 1973 г. вновь произошло изменение в форме для мальчиков. Они были переодеты в темно-синие костюмы из полушерстяной ткани, состоявшие из брюк и курточки, по фасону напоминавшей джинсовую, пуговицы были алюминиевыми. Старшеклассники носили вместо курточек пиджаки синего цвета. Тогда же появилась и эмблема из мягкого пластика, на которой у младших классов были изображены открытый учебник и солнце на красном фоне, а у старших – открытая книга и классическая модель атома на синем фоне. Изобретательные мальчишки часто подпарывали верхний шов на эмблеме и использовали ее как потайной кармашек. Постепенно стали смягчаться требования к прическам учащихся, были разрешены модельные стрижки, кроме того, у девочек была разрешена длина платья чуть выше колен. К этому периоду также относится появление специальной пионерской формы. Для девочек это была синяя юбка с белой блузкой, на рукаве которой была пришита эмблема пионерской организации, дополнялись они пилоткой и галстуком. У мальчиков все было несколько проще: брюки были от учебной формы, пиджак не надевался, зато надевалась пилотка, ну и, естественно, галстук. Эту форму носили на торжественные мероприятия.

В начале 1980-х гг. были подготовлены изменения в форме старшеклассников. Руководствовались тем, что разные возрастные категории требуют разного стиля в одежде. Ученики старших классов уже находятся на пороге взрослой жизни, а значит, должны привыкать к одежде, которую принято носить взрослым в официальных учреждениях. Эти изменения впервые коснулись школьной формы для девочек. С 1984 г. ученицы восьмых–десятых классов должны были носить синий костюм-тройку, состоявший из пиджака с накладными карманами, жилетки и синей юбки в форме трапеции со складками спереди. Ансамбль дополнялся блузками светлых цветов. Костюм можно было носить полностью, а можно было только жилетку или пиджак, можно было ограничиться юбкой и блузкой. У мальчиков сохранялся синий деловой костюм. Новая форма у девочек-старшеклассниц не вызывала большого восторга, деловой стиль был воспринят спокойно, симпатии же остались на стороне коричневого платья, которое было более женственным. Новшества коснулись прежде всего Москвы и Ленинграда, в другие города они проникали постепенно.

Покупка формы не составляла большого труда и была по карману всем. Незадолго до начала каждого учебного года в городах открывались специализированные секции в магазинах «Детский мир», где, если прийти пораньше, можно было найти много моделей и размеров, ну а если опоздать, то выбора уже не было. Были и ателье, которые занимались пошивом и продажей формы. В небольших городах и селах
выбор, конечно, был более скромным. Стоила форма недорого благодаря дотациям государства, которое брало на себя часть расходов. Когда в конце 1980-х гг.
она стала дефицитом, в школах учащимся стали выдавать талоны для ее приобретения. Форма покупалась одна на учебный год, что дисциплинировало ребенка, так как он знал, что, если она будет порвана, до следующего
года придется ходить с заплаткой. Галстук и значки октябренка, пионера, комсомольца покупались в книжных магазинах.

Форма была неотъемлемой частью школьной советской повседневности чуть более 40 лет. Если спросить учеников 1950–1980-х гг., насколько форма их стесняла, оказывается, что миф о подавлении личности, который можно встретить в статьях западных авторов, не имеет под собой оснований. Большинство бывших учениц советских школ с упоением вспоминают, какие у них были воротнички, смогла ли мама купить платье с юбкой в складку и из какого материала был праздничный фар- тук, испытывая явное удовольствие от нахлынувших воспоминаний, и крайне редко можно услышать критические замечания. Мужчины лишь пожимают плечами, замечая, что была она «нормальной».

С началом перестройки в нашей стране начали сильно меняться внутриполитические реалии, что не могло не затронуть школу. И если в революционные годы школа рассматривалась как одно из главных звеньев в государственных преобразованиях, то по мере того, как старые идеологические установки разрушались, школа все больше и больше выпадала из поля зрения государственного руководства. Дисциплина в школах падала, у учителей появлялось все больше и больше сложностей с поддержанием рабочей атмосферы в классах. В этой ситуации школьная форма стала восприниматься учениками отрицательно. И хотя
окончательно ее отменили только в 1992 г., уже в конце 1980-х гг. многие отказывались ее носить. Дети преуспевающих родителей начали появляться в школе в джинсах – символе нового времени, вызывая зависть и раздражение части своих одноклассников. Отказ от формы стал повсеместным. Сейчас много споров о том, нужна ли школьная форма, помогает она учебе или мешает.

Анна Хорошева, кандидат исторических наук
Журнал «Живая история» № 4(4) 2015 
Директор школы с детьми. СССР, 1939 г.
На уроке химии в средней школе. СССР, 1939 г.
А. А. Жданов. 1945 г.
На уроке труда. 1959 г.
Учащиеся 4-го класса 4-летней школы. Московская обл., 1957/58 г.
Первоклассники средней школы № 1 г. Алатыря. Чувашская АССР, 1965 г.
Члены сборной Советского Союза юные фигуристки Лена Водорезова и Марина Черкасова (справа налево) с учительницей физики Т. К. Лукиной. Москва, 1977 г. Фото Александра Яковлева. Фотохроника ТАСС
Ура! Задача решена! Украинская ССР, 1985 г. Фотохроника ТАСС
Урок внеклассного чтения в школе № 293 Бабушкинского района г. Москвы. 1983 г. Фото Анатолия Морковкина и Виталия Белоусова. Фотохроника ТАСС