Экспонаты
События
Город над вольной Невой
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия...
А. С. Пушкин

После поражения Советской России дальнейшее
существование этого крупнейшего населенного пункта
не представляет никакого интереса.
Директива начальника штаба ВМФ
Германии L-a 1601 от 22.09.1941

8 сентября 1941 года – 75 лет назад – начался самый трагический и горький период в истории великого Ленинграда. В XX веке город белых ночей, дворцов, музеев и каналов выдержал страшное испытание – 872 дневную фашистскую блокаду.

Немецкие и финские войска, преодолев ожесточенное сопротивление Красной армии, вышли на окраины Ленинграда к Ладожскому озеру, отрезав город от Большой земли. Блицкригом Северную столицу взять не удалось, и фашистское командование решило уничтожить город бомбардировками и артобстрелами, а население уморить голодом.

В сражающемся и умирающем городе по-прежнему работали заводы, школы, театры, музеи, не прекращали творить ученые, поэты, композиторы и художники. Одним из свидетелей и летописцев первого года блокады стал художник Александр Эдуардович Блэк (1907–1970).

Вся его жизнь была связана с городом на Неве: учился в Ленинградском высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН) у известных мастеров В. М. Конашевича и Д. И. Митрохина. Затем работал художником на студии «Ленфильм», где принимал участие в создании таких легендарных картин, как «Человек с ружьем», «Валерий Чкалов», «Перед судом истории»; оформлял спектакли в Ленинградском театре комедии, Оперной студии при Ленинградской консерватории, Академическом театре им. Ленсовета, Ленинградском кукольном театре.

Войну художник встретил в родном городе. «Короткая ночь 22 июня. В эту ночь по старинной традиции мы всегда совершали прогулки по городу… и в канун объявления войны я сделал рисунок “Белая ночь”, который стал первым в серии. На следующий день, когда мы услышали слово “война”, я решил зарисовать все, что увижу…» — вспоминает художник. Каждый день он стал выходить на улицы и набрасывать сцены тяжелейшей жизни блокадников. Вскоре художник был мобилизован и занялся маскировкой военных и промышленных объектов.

В коллекции Государственного центрального музея современной истории России хранится 121 лист тонкого картона (24 × 17 см), где тушью, акварелью и белилами запечатлены события первый год войны. Эти работы были созданы Александром Блэком в условиях холода, голода, непрерывных бомбежек и обстрелов. Квартира художника была разрушена взрывом, и только чудом спустя два дня он нашел в руинах портфель со своими рисунками. Работа спасла ему жизнь. «Это стало моей навязчивой идеей. Умирая от дистрофии, я упорно боролся со смертью во имя желания продолжить наблюдения и зарисовки», — рассказывал он.

Второй лист — «Объявление войны» — датирован 22 июня 1941 г., последний — «Похороны» — 12 июня 1942 г., а в конце этого года художника в тяжелом состоянии эвакуировали в Ташкент.

Рисунки Блэка выполнены в мертвенном серо-голубом цвете ленинградского снега, в цвете ночного зарева над пылающим городом и выстуженных, освещаемых только коптилками и печками-буржуйками комнат. Герои серии — это сам Великий город и его жители, — погибающие, но не сдающиеся.

Серое небо, холодные цвета, мертвые здания с черными окнами и приметы войны — аэростаты заграждения, замаскированные дома и памятники, зенитные батареи на крышах домов, черные контуры кораблей Балтийского флота на Неве — таков пейзаж осени и зимы 1941 г. Но, несмотря на внешнюю безжизненность, город жив. Идут на фронт войска, люди готовятся к обороне, маскируют дома, роют щели и окопы. Автор фиксирует последствия бомбардировок и артобстрелов. Натурные зарисовки Блэка становятся более суровыми и трагичными. С ноября 1941 г. в них появляется тема отчаянной борьбы за жизнь голодающих и замерзающих людей: очереди за хлебом и водой, похороны без гробов, вереницы санок, на которых отвозят на кладбище родных, умерших от голода; приемные пункты трупов. О содержании листов говорит название одного из них: «Холод, голод, темнота».

Художник абсолютно честен перед собой и перед историей. Наряду со стойкостью и мужеством он показывает примеры нравственного падения, предательства и жестокости: трагедию семьи, у которой украли продовольственные карточки и тем обрекли ее на голодную смерть; предателя, подающего сигналы противнику; торговцев человеческим мясом, гробокопателей и убийц.

 Несмотря на всю психологическую тяжесть изображенного на рисунках — смерть среди безучастной природы, мертвые городские улицы, разруху, взрывы и пожары, основной пафос серии Блэка — это мужество преодоления. Главные персонажи — люди, спасающие свой Город, стоящие на посту, дежурящие на крышах, строящие баррикады и беззаветно верящие в Победу. Одна из последних зарисовок — знаменитый мартовский субботник 1942 г.: едва держась на ногах, люди вышли на улицы, чтобы очистить свой Ленинград от снега и нечистот.

И Город выстоял! 27 января 1944 г. закончилась самая страшная страница в его истории. Одно из наиболее правдивых эмоциональных исторических свидетельств этого периода — графика Александра Эдуардовича Блэка.

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО. ВЕЧЕРНЕЕ СООБЩЕНИЕ 14 ЯНВАРЯ 1942 г. 
Два наших взвода (Ленинградский фронт) внезапно атаковали усиленную роту противника. В завязавшимся рукопашном бою наши бойцы истребили 67, ранили 23 вражеских солдат и офицеров и захватили несколько пленных.
«Красная звезда» №12 от 15 января 1942 г. 


В 1945 г. после успешной выставки в Ленинграде Блэку было предложено продолжить работу над художественной историей обороны города, но он отказался: «Я ничего не смог сделать. Я уже жил в мирной жизни».

Вера Панфилова,  заведующая отделом изобразительного искусства Музея современной истории России, заслуженный работник культуры РФ 
Журнал «Живая история» № 9(15) 2016 г.
А. Э. Блэк. «Объявление войны». 22 июня 1941 г.
А. Э. Блэк. «Пожар в Нардоме». 17 октября 1941 г.
А. Э. Блэк. «В убежище». 11 октября 1941 г.
А. Э. Блэк. «Украли карточки». 21 ноября 1941 г.
А. Э. Блэк. «Топка мебелью». 14 декабря 1941 г.
А. Э. Блэк. «Очередь за хлебом». 15 января 1942 г.
А. Э. Блэк. «Утро. Бригада по уборке трупов». 7 января 1942 г.