Экспонаты
События
А вы читали эти фильмы? Экранизация художественных произведений в Советском Союзе

ИЗ-ЗА ОСТРОВА НА СТРЕЖЕНЬ,
НА ПРОСТОР РЕЧНОЙ ВОЛНЫ
ВЫПЛЫВАЮТ РАСПИСНЫЕ
ОСТРОГРУДЫЕ ЧЕЛНЫ
Д. Садовников


Пусть эпиграф не смущает любезного читателя, ведь стихотворение Дмитрия Садовникова, навеянное сказаниями о Степане Разине, имеет самое прямое отношение к кино. Превратившись со временем в любимую народную песню, оно легло в основу первой русской «фильмы» – «Понизовой вольницы», снятой в 1908 г. Владимиром Ромашковым в ателье Александра Дранкова. Так, с момента своего зарождения отечественный кинематограф находится в неразрывной связи с литературой.

С 1910-х гг. кинорежиссеры уже замахивались как на творения великих классиков русской литературы А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, так и на произведения ныне забытых, но в свое время весьма популярных беллетристов. Яков Протазанов, в 1916 г. снявший один из лучших дореволюционных фильмов по повести А. С. Пушкина – «Пиковую даму», чуть позднее обратился к творчеству Веры Крыжановской и в 1919 г. выпустил одноименный фильм по ее роману «Голгофа женщины». Начиная с создания «живых иллюстраций» к литературным источникам, новое чудо света активно совершенствовалось, благодаря выдающимся пионерам кино – Александру Ханжонкову и Василию Гончарову. Появились и новые кумиры у публики – звезды Великого немого. Слава Веры Холодной и Ивана Мозжухина не погасла до сих пор.

После революции 1917 г. советскому кинематографу удалось не только стать органичной частью культуры страны, но и выйти на мировой уровень, надолго удерживая планку качества. В историю мирового киноискусства вписаны имена многих отечественных режиссеров: Дзиги Вертова и Сергея Эйзенштейна – теоретиков кино, создателей новых способов съемки и монтажа; Сергея Герасимова – основоположника современной школы актерского мастерства и кинорежиссуры (его имя носит Всероссийский государственный институт кинематографии); Михаила Калатозова – создателя легендарного фильма «Летят журавли» с новаторской операторской работой, награжденного «Золотой пальмовой ветвью» Каннского кинофестиваля; разных по стилю и манере режиссеров – лауреатов многочисленных международных кинофестивалей Андрея Тарковского и Станислава Ростоцкого; обладателей премии «Оскар» Сергея Бондарчука, Владимира Меньшова и Никиты Михалкова.

Поход в кино для граждан нашей страны стал популярным видом отдыха и одним из любимых  развлечений. Рекламно-информационные функции в продвижении новых фильмов в кинопрокате выполняли афиши. Плакаты с лаконичными и одновременно броскими изображениями развешивались не только в фойе и витринах кинотеатров, но и в местах массовых скоплений людей: в парках культуры и отдыха, а также на танцплощадках, где зачастую звучали хиты из любимых фильмов. Привлекая всеобщее внимание, афиши служили своего рода посредником между зрителем и кино. 

В фондах Государственного центрального музея современной истории России хранятся киноафиши к культовым лентам, выпущенные издательством «Рекламфильм». Над ними трудились видные плакатисты: Александр Шамаш, Юрий Царев, Елена Киверина, Лилия Левшунова, Борис Зеленский, Михаил Хазановский, Лев Офросимов. Используя фотомонтаж, разномасштабные элементы, метафоричность содержания и композиции, а также сложную
портретную драматургию легендарных образов, перекочевавших из литературы на экран, художникам удавалось визуализировать в своих афишах дух творческого замысла, основанного на синтезе литературы, изобразительного искусства, музыки и, конечно же, актерского мастерства.

Вот бежит наперегонки с подругой веселый мальчик Ваня… но мрачный фон и колючая проволока предвещают его трагическую судьбу. Пять отважных девушек-бойцов, погибших в неравном  бою с фашистами, служат напоминанием о великой трагедии и подвиге советского народа.  Нежная Ассоль дождалась корабль с алыми парусами!.. Роковая красавица с печальными глазами Грушенька напряженно вглядывается в зрителя, а в зеркале позади нее видны отражения трех совершенно разных по темпераменту братьев. Красуются на фоне ландшафтов далеких планет покорители космоса, отражая мечты фантастов о недалеком будущем, ведь человек (советский человек!) уже совершил полет вокруг Земли. Смотрит вдаль нежный образ-фантом, созданный океаном разума планеты Солярис, «экспериментирующей над учеными-экспериментаторами». 

Со второй половины 1980-х гг. интонация фильмов меняется, и вот уже на афише виден силуэт
молоденького курьера, из узких давящих стен убегающего в далекую неизвестность. Стоит отметить, что взгляды режиссера и автора художественного произведения совпадали далеко не всегда. Например, Илья Ильф, Евгений Петров и Валентин Катаев – авторы пьесы «Под куполом цирка» – из-за несогласия с режиссерской трактовкой даже потребовали убрать свои имена  из титров к кинокомедии Григория Александрова «Цирк». Та же история произошла и с фильмом Михаила Пташука «В августе 44-го…», снятым им по роману Владимира Богомолова. 

Случается и так, что некоторые всеми любимые фильмы не воспринимаются массовым зрителем как экранизации, хотя и имеют под собой литературную основу. Мало кто знает, что легендарный фильм «Девчата» снят по одноименной повести Бориса Бедного, а «Три тополя на Плющихе» и «Три плюс два»» – по произведениям Александра Борщаговского и Сергея Михалкова. 

В ХХI веке – эпохе агрессивной визуальной культуры, где изображение зачастую одерживает верх над текстом, – современный зритель чаще знакомится именно с экранизацией произведения, а не с литературным первоисточником. Если же знакомство проходит удачно, то он тут же приобретает заветную книгу. Так скажем спасибо за это современным мастерам кино!

Вера Панфилова, заведующая отделом изобразительного искусства Музея современной истории России, заслуженный работник культуры РФ
Журнал «Живая история» № 3(3) 2015 г.
Афиша к к/ф «Голгофа женщины». Петроград, 1917 г.
Афиша к к/ф «Чапаев». Худ. А. Бельский. 1935 г.
Афиша к к/ф «Вечера на хуторе близ Диканьки». Худ. А. Лемещенко. Изд. «Рекламфильм», 1961 г.
Афиша к к/ф «Гусарская баллада». Худ. Я. Манухин. Изд. «Рекламфильм», 1962 г.
Афиша к к/ф «Королевство кривых зеркал». Худ. Н. Абакумов. Изд. «Рекламфильм», 1963 г.
Афиша к к/ф «Иваново детство». Худ. Ю. Царев. Изд. «Рекламфильм», 1962 г.
Афиша к к/ф «А зори здесь тихие». Худ. Б. Фоломкин. Изд. «Рекламфильм», 1972 г.
Афиша к к/ф «Солярис». Худ. Е. Киверина. Изд. «Рекламфильм», 1972 г.
Афиша к к/ф «Братья Карамазовы». Худ. А. Лемещенко. Изд. «Рекламфильм», 1968 г.
Афиша к к/ф «Цирк». Худ. Г. Рычков. Кинофотоиздат, 1936 г.
Афиша к к/ф «Курьер». Худ. Ю. Ильин-Адаев. Изд. «Рекламфильм», 1987 г.