На всю оставшуюся жизнь
Нам хватит подвигов и славы,
Победы над врагом кровавым,
- На всю оставшуюся жизнь!..Б. Вахтин, П. Фоменко
Тяжелыми танковыми гусеницами, взрывами артиллерийских снарядов, бомбежками городов и деревень война прошла по советской земле, перемолов судьбы миллионов людей и разделив жизнь нашего народа на «до» и после 22 июня 1941 года. Для последующих поколений эпоха колоссальных испытаний предстает не только в архивных материалах, но и через множество ярких, запоминающихся образов, созданных деятелями культуры во время войны и десятилетия спустя в изобразительном искусстве, литературе, кино.
Все представленные на выставке графические работы из собрания Музея современной истории России созданы непосредственно в военное время и являются своего рода художественным свидетельством тех лет, отражая самые мрачные и самые героические ее страницы: оборону Москвы, блокаду Ленинграда, Сталинградскую битву, сражение на Курской дуге и наконец – взятие Берлина. Это была тоже борьба с врагом – только средствами искусства.
Художники и литераторы – уже состоявшиеся и только начинавшие свой творческий путь – работали во фронтовых изданиях, сражались в партизанских отрядах, воевали на передовой, трудились во имя будущей победы в осажденных городах.
Своеобразной формой агитации стали их фронтовые репортажи, натурные зарисовки, карикатуры, высмеивающие врага. Они делались на вырванных из тетрадей листках, в блокнотах и на бланках, на оборотных сторонах афиш, даже на линолеуме и рентгеновских снимках: авторы вынуждены были работать с тем, что подвернется под руку, и эти рисунки по прошествии времени приобрели особый смысл, передавая атмосферу, в которой творили художники. Наброски стали основным видом графики: их публиковали в различных изданиях (на многих из них сохранились редакционные пометы), на их основе позже писали живописные полотна, создавали плакаты – художественную летопись великой войны.
В начале Великой Отечественной войны главным художественным жанром становится пейзаж (фронтовые дороги, разрушенные города и села, виды после боев) и бытовые зарисовки: тяжелые будни на фронте, в тылу, в партизанских лесах.
Художник-блокадник Александр Блэк в своих городских пейзажах запечатлел подвиг жизненной стойкости защитников и жителей героического Ленинграда.
Позже в графическом искусстве происходит расширение сюжетно-тематического диапазона, отражающего пафос победы и радость освобождения. Возрастает роль портретного жанра, центральным объектом которого становится солдат-победитель.
Произведения, создававшиеся под вражеским огнем, в кольце блокады, в лагерях смерти, – это документы, способные донести до новых поколений память о страшной трагедии и героическом подвиге народа, спасшего Родину и победившего в священной войне с нацизмом.
Художественное мастерство в сочетании с документальной достоверностью – вот что придает сдержанному графическому искусству мощное эмоциональное звучание. И пусть оружием художников были лишь кисть и карандаш, но их искусство тоже приближало Победу.